Из года в год растет число преступлений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий. Методы, применяемые мошенниками становятся все более изощренными, поэтому важность профилактики населения со стороны государственных учреждений находим необходимой.
Под киберпреступностью понимается незаконная деятельность, в рамках которой атакуются компьютерные сети, смартфоны и другие устройства. Наиболее частый мотив — получение финансовой прибыли. Для этого злоумышленники используют не только информационные технологии, но и методы социальной инженерии, когда человек добровольно передает конфиденциальные данные или переводит свои сбережения. Кроме того, целью кибератак может быть выведение компьютеров или сетей из строя — из личных, коммерческих или политических побуждений.
Потерпевшими от киберпреступлений являются граждане абсолютно всех категорий, включая как социально-незащищенные слои населения (инвалиды, пенсионеры, несовершеннолетние), так и люди, занимающие руководящие посты в организациях (предприятиях) всех форм собственности.
Злоумышленниками используются изощренные способы «выманивая» денежных средств, для чего используются различные «легенды», посредством изложения которых оказывается психологическое воздействие на граждан, которые под его воздействием выполняют все команды злоумышленников. Многие из потерпевших в дальнейшем в ходе общения с сотрудниками правоохранительных органов сообщают, что действовали «под гипнозом», в результате профессиональной манипуляции со стороны преступников.
В ходе совершения преступлений злоумышленники используют звонки с номеров, визуально приближенных к номерам телефонов правоохранительных органов, служб банков (например звонки в мессенджерах с номера + 900, тогда как официальный номер Сбера 900 и т.д.), представляются официальными лицами.
Распространенные способы преступлений:
1. СМС от работодателя.
Потерпевшему поступает смс сообщение или сообщение в мессенджере от работодателя о том, что с ним в ближайшее время свяжется сотрудник ФСБ или иной организации, следует с ним пообщаться.
После этого потерпевшему звонит сотрудник с именем указанным руководителем и сообщает о попытках перевода личных сбережений на иностранные счета, финансирование терроризма, Украины и т.п.
В целях пресечения преступных операций потерпевшего убеждают прервать транзакции путем перевода денег (личных накоплений или путем взятия кредита) на счет, указанный злоумышленниками.
2. Злоумышленники продают Вашу квартиру или машину.
Звонившие представляются представителями службы безопасности коммерческого банка, Гос. услуг, Центрального банка либо правоохранительного органа.
Сообщают о том, что персональные данные с личного кабинета утекли и теперь преступники могут от Вашего имени продать квартиру, машину, используя электронноцифровую подпись.
В целях защиты имущества следует срочно его продать, перевести деньги на «защищенный канал», «безопасный счет», «резервную ячейку».
3. Перевод денег на «безопасный счет».
Звонившие представляются либо представителями службы безопасности коммерческого банка, Центрального банка либо правоохранительного органа и сообщают, что мошенники с использованием персональных данных потерпевшего оформляют кредиты в различных банках и для того, чтобы предотвратить хищение денег с банковского счета необходимо личные сбережения срочно перевести на «безопасные счета». В ходе дальнейшего общения потерпевшему сообщают о необходимости оформления кредитов и их перевода. Также зарегистрированы случаи продажи недвижимости и перевода мошенникам вырученных средств.