К 210-ой годовщине Отечественной войны 1812 года 26 августа в Доме Г.С. Батенькова открылась выставка «И помнит мир спасенный», на которой представлено уникальное собрание печатной графики XVIII-XIX вв. из фондов Калужского объединенного музея-заповедника.
Это западноевропейские и русские гравюры, литографии, посвящённые важнейшему периоду истории Европы и России, начинающемуся свержением французской монархии и завершающемуся её восстановлением, в том числе наполеоновским войнам и Отечественной войне 1812 года. Это цельный комплекс тематически связанных между собой изображений, позволяющий представить себе в лицах и событиях одну из драматических страниц европейского прошлого. Особенное значение для российского общества и любителей искусства и истории имеют листы, касающиеся франко-русских отношений указанного периода (условно собрание можно назвать «Наполеоникой»).
Все 23 представленные листа являются подлинными оригинальными произведениями своего времени, изготовленными в основном либо непосредственно по ходу событий, либо на небольшой исторической дистанции, когда память о них была ещё свежа. Среди них нет ни поздних отпечатков (выпускавшихся, к примеру, Лувром со второй половины XIX в.), ни копий, ни подделок.
Правда, офорт прославленного испанского художника Франсиско Гойи, изготовленный им собственноручно для сюиты «Бедствия войны», отпечатан посмертно: при его жизни вся сюита не издавалась, так как Гойя отправился в добровольное изгнание прочь из родной Испании и в дальнейшем только гравировал и литографировал свои шедевры, но не издавал их. Практически всё его наследие, созданное в изгнании, в Бордо, было опубликовано небольшими тиражами только посмертно. К таким изданиям относится и вышеуказанный оттиск, представляющий собой большую редкость.
В создании гравюр и литографий принимали участие многие знаменитые художники и помимо Гойи (Свебах, Карл и Орас Верне, Раффе, Герен, Девериа, Прюдон, Изабэ, Доу, Крюгер, Беннер, Верещагин и др.), а также лучшие гравёры и литографы первой трети XIX в., такие как Райт, Бовинэ, Виль, Сандомури, Дельпеш, Вернье, Минази, Тардье, Одуэн, Дебюкур, Шарле, Куше-сын, Скьявонетти, Буше-Денуайе, Дюплесси-Берто и др.
По времени изготовления автолитография Василия Верещагина «Наполеон в России» удалена от времени жизни Наполеона, но это обстоятельство с лихвой искупается именитым авторством.
Листы отличаются разнообразием жанров: от парадных портретов (Наполеон и Александр I) и масштабных батальных сцен (Аустерлиц и Малоярославец) до редких лубков.
Дополняет выставку юбилейный набор из 21 медали, выпущенный к 200-летию Отечественной войны в 2012 году, и представляющий копии медалей А.П. Лялина и А.А. Клепикова, изготовленных в 1834-1835 гг. по медальонам Ф. Толстого.
Выставка продлится до 15 ноября.