Министерство культуры
и туризма Калужской области

Круглый стол об отдыхе в Крыму

В рамках проведения фестиваля «Крымская весна» и в преддверии высокого летнего туристического сезона, в визит-центре ТИЦ «Калужский край» состоится круглый стол на тему «Крым: отдых на родном берегу».

18 марта 2019 года

Все события месяца

Календарь событий

23
Март
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Объекты

Санаторий-профилакторий "Сокол" Санатории

Санаторий расположен в 6 км от Калуги, на территории соснового бора. Лес с ягодами и грибами, чистый воздух, великолепная природа позволят вашим...

Отзывы

Гнездиловская высота

Мой дед Желтяков Иван Тимофеевич 1923гр по информации из источника донесений ЦАМО умер 18.08.1943,похоронен в р-не д.Гнездилова,могила номер 5 Смоленс...

27.02.2019

Памятные даты военной истории


События — Выставка одного портрета Василия Максимова

05 марта 2019 года

5 марта в Калужском музее изобразительных искусств начинает работу выставка одной картины «В.М. Максимов (1844 – 1911) «Старик». 1874». К 175-летию со дня рождения художника.

В этом году исполняется 175 лет со дня рождения выдающегося художника-передвижника Василия Максимовича Максимова (1844 – 1911). В историю русского искусства он вошел как автор таких замечательных картин, как “Бабушкины сказки” (1867), “Приход колдуна на крестьянскую свадьбу” (1875), “Семейный раздел” (1876), “Все в прошлом” (1889) и ряда других произведений, которые составляют “золотой фонд” русского искусства Государственной Третьяковской галереи.

Жизнь русского крестьянства пореформенной России – главная тема его творчества. Такой интерес к народной жизни не случаен. Сам художник выходец из крестьянской семьи: он родился 17 января 1844 году в деревне Лопино Новоладожского уезда Санкт-Петербургской губернии в семье государственных крестьян. Его родители, как отец, так и мать, были грамотными, что было очень редким явлением в жизни русской деревни. Рано потеряв родителей, он учился в монастырской школе и был послушником Николаевского Староладожского монастыря. Желание заниматься живописью подтолкнуло молодого Василия Максимова уйти из монастыря. Он уезжает в Петербург, где учится и работает в начале в одной, а затем в другой иконописной мастерской. Параллельно он посещал рисовальную школу при Технологическом институте, что позволило ему в 1863 году поступить вольнослушателем в Академию художеств. Здесь его товарищами были И.Е. Репин, В.Д. Поленов, К.А. Савицкий. Василий Максимов, как и другие студенты Академии художеств, сформировался на революционно-демократических идеях шестидесятников, утверждавших новую эстетику и гражданское назначение искусства. Демократические взгляды на задачи искусства заставили молодого художника отказаться от конкурса на золотую медаль и заграничную поездку. Главной темой его творчества стало отображение в искусстве жизни русского народа. Именно о нем И.Е. Репин сказал, что в изображении быта крестьянской деревни не было никого, кто мог бы сравниться с В.М. Максимовым. Расцвет его творчества приходится на 1860–1880-е годы, когда были созданы самые известные его работы. В последующие годы жизни из-за болезней и бедности художник работал не столь плодотворно. Он  умер в конце 1911 года, оставив о себе память как об одном из лучших художников-жанристов.

Художественное наследие В.М. Максимова составляют не только жанровые картины, но и портреты, пейзажи; известны его графические работы (рисунки, офорты, гравюры). Но в истории русского искусства он остался, прежде всего, как бытописатель крестьянской России. Его произведения хранятся во многих российских музеях.

В собрании калужского музея хранится портрет старика, написанный художником в 1874 году, в период работы над созданием одной из лучших его картин “Приход колдуна на крестьянскую свадьбу” (1871–1875). В ходе работы над этой картиной, которую он писал в деревне Чернавино Санкт-Петербургской губернии, он не раз портретировал местных крестьян, именно один из них запечатлен на этом портрете. Простота и естественность композиции идет от самой модели. Позируя художнику, старик задумался о чем-то своём, он внутренне погружен в себя, в свои мысли. Светотенью выделено не только лицо, но и руки, которыми он опирается на палку. Образ пожилого крестьянина одинаково типичен и индивидуален. В портрете художник сумел соединить индивидуальные черты модели с типическими, присущими русскому крестьянству XIX века не только в передаче внешнего вида, но и духовного и душевного состояния. Портрет написан в теплой сдержанной монохромной гамме, построенной на сочетании коричневых и серых тонов. Этот портрет старика можно поставить в один ряд с крестьянскими образами И.Е. Репина, И.И. Крамского.

Портрет поступил в собрание музея в 1945 году из закупочного фонда Управления по делам искусств при СНК РСФСР.

  
  
 

Выставка продлится до 7 апреля.

Адрес музея: г. Калуга, ул. Ленина, 104 (Усадьба Билибина), основная экспозиция.
Телефон: (4842) 56-28-30
График работы: с 10 до 18 часов (касса до 17.30), в субботу - с 11 до 19 часов. Понедельник - выходной день. Последняя пятница месяца - санитарный день.