Министерство культуры
и туризма Калужской области

Лучшая организация туристской индустрии в Калужской области - 2017

Министерство культуры и туризма Калужской области объявило победителей ежегодного конкурса «Лучшая организация туристской индустрии в Калужской области».

26 декабря 2017 года

Все события месяца

Календарь событий

17
Январь
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        
Объекты

Присутственные места Достопримечательности

Застройка города по «регулярному плану», разработанному Петром Никитиным, началась с возведения комплекса зданий Присутственных мест. Этот ансамбль должен был стать городским...

Отзывы

Калужский объединённый музей-заповедник

здравствуйте, я немного знаю о судьбе владельцев усадьбы Мокрое, если вас это интересует свяжитесь со мной. я директор Рославльского историко-художест...

01.01.2018

Памятные даты военной истории


События — Выставка одной картины Афанасия Куликова

28 декабря 2017 года

В 2018 году Калужский музей изобразительных искусств продолжает свой ставший уже традиционным музейный проект «Художественный хронограф». В рамках этого проекта в основной экспозиции музея с 28 декабря работает выставка одной картины Афанасия Куликова (1884-1949) "Автопортрет. 1917", к 100-летию создания картины.


Этому полотну недавно исполнилось сто лет. Свой самый известный, самый удачный автопортрет Афанасий Ефремович Куликов (1884-1949), выдающийся мастер русского искусства прошлого столетия, создал в самый разгар великой революции, столь многое определившей и в истории России, и в его собственной судьбе.

Уроженец села Исаково, располагавшегося совсем неподалеку от Малоярославца (ныне от селения остался лишь один дом, да и то построенный уже после Великой Отечественной войны), он вырос в бедной, но достаточно образованной и культурной крестьянской семье. Уже в отрочестве, оказавшись в Москве, постиг азы иконописного искусства. А в юности обучался в «стенолазной» школе, в частной студии А.П. Большакова, а затем и в Московском училище живописи, ваяния и зодчества – у таких замечательный художников как В.А. Серов, А.М. Васнецов, А.С. Степанов, К.А. Коровин.

Впрочем, окончив курс училища, он не воспользовался правом на написание картины для получения звания художника. То ли по скромности своей, то ли «из-за неверия в свои силы», как писал сам Куликов. И некоторое время был «богомазом», «стенолазом», иконописцем: исполнял росписи храмов, писал иконы.

Перелом в его художнической деятельности приключился как раз в 1917 году. Он был призван на военную службу ратником в 251-й пехотный полк. Но уже в июле этого года по призыву Московского совета солдатских депутатов был направлен на Скаковой круг для оформления революционных торжеств. А потом он и вовсе был отозван из полка для работы в художественной секции культурного отдела Московского совета солдатских депутатов.

Еще до захвата власти большевиками Куликов фактически становится создателем советского агитационного лубка, что стало самым главным событием в его творчестве. И одновременно с этим создает несколько живописных полотен лубочного склада: «Слепые около чайной», «Гармонисты в трактире», «У святого колодца», «Беседа около деревенского трактира». Автопортрет, экспонируемый ныне, словно бы открывает и представляет собой весь ряд такого рода картин.

«Живое смеющееся лицо в золотистых очках, захватывающее своим радостно-восторженным настроением зрителя, - пишет О. Хромов, автор монографии о жизни и творчестве Куликова, - но настоящий смысл портрета раскрывается в фонах. Маленькая отвлеченная фигура мальчика, мастеровой в работе, расплывающийся, неосознаваемый, не персонефицируемый пестрый фон: деревья, кусты, почти неиндефицируемые пейзажи в декоративно-лубочной манере. Это – прошлое, пережитые воспоминания детства и тяжелых трудов, пройденное, оставшееся на втором плане, заслоненное личностью художника, с улыбкой смотрящего в будущее, утверждавшего себе: «Я – художник».

Действительно, фоны в этом изображении весьма значимы. И все-таки, конечно, самое главное в этом образе не они, а лицо молодого Куликова, заразительно-веселое, прямо-таки пышущее счастьем. Ведь действительно именно в пору создания этого автопортрета Куликов поверил в себя, осознал себя художником, нашел свое место в русском искусстве.

Сохранился, кстати, рисунок, положивший начало этому живописному образу. И датируется он обычно 1915 годом. Но датировка эта условна. И, скорее всего, не точна. Вероятнее всего, рисунок этот создан лишь чуть ранее живописного изображения, датированного самим автором.
Дальнейшая судьба Куликова была очень и очень непростой. Живя в Малоярославце, он стал главой многодетной семьи и немало сил потратил, чтобы взрастить детей, – в бесконечной борьбе с нищетой, а то и с голодом. В пору финской и Великой Отечественной войн четверо его сыновей стали солдатами, воевали честно и мужественно. Старший сын, Николай, героически погиб.

А тем не менее Куликов на всем протяжении нелегкой своей жизни был истинным художником. Не случайно с 1994 года и поныне областная художественная премия носит его имя.

Картину можно посмотреть в основной экспозиции музея по входному билету до 28 января.

Адрес музея: г. Калуга, ул. Ленина, д. 104.
Телефон: (4842) 56-28-30
График работы: с 10 до 18 часов (касса до 17.30), в субботу - с 11 до 19 часов. Понедельник - выходной день. Последняя пятница месяца - санитарный день.